понедельник, 27 февраля 2017
Случился тут недавно у нас большой индуистский праздник. Махашиваратри, Великая ночь Шивы. И нас с Катей, как клиентов индийского магазинчика и имеющих знакомых вайшнавов пригласили на его празднование. Ночь, соответственно, празднование ночью. Всю ночь. Всенощная такая индийская.
А надо сказать, я вообще искренне почитаю Шиву и восхищаюсь им. И статуэтку мне Катя на восьмое купила. Ну прямо знак свыше. И мы поехали!
читать дальшеЯ как-то представляла себе это чем-то масштабным, хотя бы относительно. Ну все-таки, "маха". Оказалось, что масштабность по-вайшнавски в Шахтах - это когда 20 человек набивается в комнатку 15 квадратов над тем самым магазинчиком, в которой хранится мебель и распихивает эту мебель вдоль стеночек, дабы иметь возможность сидеть на полу. По одной стеночке из этой мебели строят подобие алтаря и на него выставляют всю доступную красоту - ткани поблестящей, цветы поярче, картинки, фрукты, статуэтки, гирлянды. В общем, пышно и вполне по-индийски. А также эти 20 человек все до единого одеты в "духовную одежду", которой у наших вайшнавов почему-то называется вполне рядовая индийская одежда. Даже не особо пышная. Ну духовная, так духовная, бог с ней. Зато у меня появился повод выгулять свое сари, ни разу не надеванное. В общем, это все тесно и ярко.
И еще очень. Очень. ОЧЕНЬ. Шумно. И языколомно. И заунывно. И дымно. Празднество представляло собой пять "пудж", так у них называются жертвоприношения, с интервалом примерно в час. А между пуджами нам рассказывали про Махадева (эдак Шиву часто называют). Сама пуджа длилась примерно столько же. Все как в кино - куча благовоний, рис, молоко, мед, топленое масло, оторванные головки цветов, посыпание порошочками, брызгание водичкой, огоньки в специальных лампадках... эдак водят перед изображением богов круговыми движениями, чего-то бормочут... Экзотично. Это все делает "главные жрец" (в нашем случае жрица), а на заднем плане оставшиеся 19 с натужной радостью на лицах поют мантры и грохочут во все принесенные инструменты. Мини-литавры, табла, какая-то медная тарелка с билом, марокасы.
Важное уточнение - все голодны, т.к. рекомендуется соблюдать строжайший пост перед богослужением, вплоть до полной голодовки. Коей почти все и благословились, ибо в столь маленьких общинах тусуются в основном фанаты.
В общем, пуджа. Я не особо их различаю, и что было которой не знаю. Сначала мы жгли в сковороде дрова, облитые топленым маслом, одновременно задымляя все это пачечкой благовоний. После в этих дровах мы пекли фрукты и цветочные головки, снова щедро все поливая топленым маслом и окуривая благовониями. Огоньки в лампадке - тоже скрученные ватные фитильки, пропитанные топленым маслом. Потом мы снова что-то жгли, поливали восковую фигуру под названием "лингам" всем подряд, от йогурта до меда, снова все окуривая положенным количество благовоний... Дым стоял такой, что открытое окно не справлялось - оно было занавешено.
К полуночи от дыма, шума и повторения отключающих мозг мантр я одурела настолько, что решила, что не сойду с этого стула. Благо, повезло занять стул и не пришлось сидеть на полу. В моем представлении это называлось "забиться в угол", но как выяснилось позднее, это только в моем. Единственное, что меня поддерживало - мысль о том, что я не к вайшнавам в гости пришла, а почтить Махадева, и если это надо делать именно так, я буду это делать именно так насколько хватит сил.
Нам периодически давали "умыться" поочередно огнем из лампадки, понюхать и приложить ко лбу посыпанные чем-то цветочки, один из которых я даже привезла домой. Не знаю в чем прикол, но очередной всеми обнюханный цветочек женщины радостно запихивали за пазуху, ну и я запихнула один. Вдруг благословение какое-нибудь.
В перерывах между пуджами мы слушали истории про Махадева. Боже, до чего же чуждое мировоззрение. Главная мысль - все плохо, Брахма хуйню создал и отсюда надо побыстрее свалить. Свалил - тебе теперь поклоняются, а ты счастлив и тебе все похуй. Главный способ свалить - прицепиться к какому-нибудь божеству (хотя не к какому-нибудь, а именно к Шиве) и путем полного отречения от собственной личности и самоубийственной аскезы на нем уехать. Это настолько идет вразрез с моим собственным мировоззрением, что мозг в трубочку сворачивается. В принципе, в христианстве примерно то же, только трудов надо меньше приложить и Бог чуть меньшего поклонения требует. Ну и как-то душа все же тебе принадлежит и ты можешь ею распоряжаться сам. Богу ли посвятить, лукавому ли отдать... А обряды - стопицотмильенов мелких операций, обязательных действий, положенного выражения лица и определенного количества определенных звуков, и только так и никак иначе! Не могу никак уложить в башке почему для того чтобы достичь озвученной высшей цели (свалить) надо повторить столько-то раз столько-то имен таких-то богов. Когда меня попросили передать контейнер с какими-то желтыми комочками, я автоматически их нюхнула, за что получила суровый выговор. Нюхать нельзя.
В три утра я с тоской думала, что еще только половина... В пять - что, блядь, еще целых три часа тут сидеть!!! В семь наступила последняя пуджа, и вот это был самый ужасный ужас. Сопровождалась она самым пыточным пением в моей жизни. Буквально четыре фразы, повторяемые одним и тем же тоном, одним и тем же тембром, с одной и той же максимальной громкостью, и по кругу, по кругу, высверливая мозг... Джая джая Шива шамбо, Махадева шамбо, Ом намах Шивая, Шивая намах ом, боже мой!!! В полвосьмого я сидела заткнув уши и молила Махадева, чтобы это поскорее закончилось. Мне казалось, что в башке у меня что-то натягивается все сильнее, еще чуть - и оно лопнет и тогда все. Чернота затопит все вокруг. Мне хотелось воткнуть в эти громогласные глотки по шампуру, и сжечь эти безостановочно грохочущие металлические хреновины. Мне хотелось залить все вокруг кровью, только бы наступила благословенная тишина. Я мечтала о свежем воздухе, тишине и чтобы все эти приторно благочестивые лица исчезли. Неудивительно почему они считают, что мир вокруг полон страданий и высшее благо - свалить. Сами создали ад - а Брахму винят.
Периодически я выходила, в туалет или вдохнуть хоть глоток из приоткрытой входной двери. Утром я уже бормотала про себя все, что думаю. Когда наступило временное затишье, я даже подумала, что все выдержала. Объявили завершающее действие, во время которого нужно было взять пару цветочков с подноса, куда-то их положить, поклониться и чего-то мысленно попросить. Несколько человек это сделали, я тоже решила, что смогу. И вот когда я подошла к подносу... за моей спиной в полный голос снова завыли "Шива шамбо". И все мои силы ушли на то, чтобы не заорать и не кинуться на певца. Прости, Махадев.
В общем, кое-как поклонившись, я сбежала. Вдогонку мне дали прасад - те самые фрукты и желтые комочки. Вкусные оказались. А когда переодевалась, мне любезно показали, что сидела я на стуле как свинья, а надо было танцевать как все благочестивые преданные. Которые еще остались обсуждать что-то свое вайшнавско-кришнаитское и петь "Харе Кришна". Мда. Сходила на праздник. Брррррррр.
Итоги - я ненавижу благовония. Я никогда не поеду в Индию. Нахрен этот хинди. Вайшнавы бывают суками. В этот магазин я больше ни ногой. Хотя юбки мне понравились, вот такую мне привезут - и больше ни ногой. И сознание от того, что выдержав Шиваратри я имею хороший шанс достичь их высшей цели гораздо быстрее

Все же центр в мозгу, отвечающий за религиозность, у меня развит недостаточно и религиозный экстаз мне не грозит. И теперь у меня есть намоленная статуэтка Шивы Натараджи. Ну что сказать, Шива ко мне никогда не был особо милостив, но максимально возможное для меня уважение я ему выразила. В целом, было интересно и познавательно, но на частые религиозные подвиги я не способна совершенно.
На фото я еще в предвкушении чего-то интересного, девять вечера.

@темы:
религия,
как день прошел,
праздники
<Amaterasu>, спасибо
это потому что я вообще красивая